5 плюсов от занятий цветоводством

рабочая программа кружка “Цветоводство”
рабочая программа по технологии (5, 6, 7, 8 класс)

Миллионы людей считают, что они не зря тратят свои силы и время на то, чтобы выращивать цветы и ухаживать за ними. Ведь это занятие дает возможность людям сбросить с себя психологическое напряжение и успокоиться, что немаловажно для детей.

Написание данной программы вызвано желанием развить в детях любовь к окружающей среде. За основу взята программа кружка Юных цветоводов, рекомендуемая Министерством просвещения. Но, учитывая специфику учреждения и пожелания детей, была видоизменена и дополнена.

Основная идея программы:

Через знакомство с растениями и заботу о них воспитать в детях бережное отношение к природе, трудолюбие, привить любовь к окружающему миру, желание беречь и заботиться о нем. А так же развить такие качества, как наблюдательность, аккуратность, трудолюбие, воображение.

Направленность (профиль) программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Цветоводство» имеет экологическую направленность. Программа призвана помочь каждому участнику осмыслить его место в жизни, приобщиться к целому ряду ценностных понятий, помочь сформировать собственный взгляд на жизнь, свое мировоззрение и в тоже время знать и уважать свой край.

Новизна программы заключается в том, что она направлена на воспитание способности воспринимать эстетическую ценность природы, активную жизненную позицию, чувство сопереживания и экологического мышления, любознательность и способствовать расширению кругозора.

Актуальность программы в том, что через выращивание растений и заботу о них дети приобретают положительные качества.

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что она позволяет решить следующие проблемы:

– пробуждение интереса учащихся к новой деятельности;

–профессиональное самоопределение учащихся;

– занятость свободного времени учащихся.

О тличительной особенностью программы является ее многофункцио-

нальность. Она может быть полностью реализована на базе определенного образовательного учреждения или частично, когда различные образовательные учреждения используют только интересующие их отдельные разделы и темы программы. Тематика программы также функциональна, она может, изменятся и дополнятся в рамках определенных программных разделов. Возможна разработка и внедрение новых, актуальных тем краеведческого характера. Отличительная особенность данной программы состоит и в её практической значимости:

– вовлечение детей и родителей в поисковую, исследовательскую деятельность;

– реализация индивидуального подхода.

Основа курса – изучение разнообразия и агротехнических приемов выращивания цветочно-декоративных растений, элементов оформления садовых участков, интерьера в группе, основ аранжировки.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы. Программа рассчитана на участие в обучении учащихся разного возраста, т.е. школьников 5-9 классов.

Объём программы. Программа рассчитана на 105 часов.

Срок реализации программы 1 год. Группа состоит из 10 человек, занятия проводятся 2 раза в неделю по 1,5 часа.

Программа составлена таким образом, что при необходимости некоторые занятия можно менять местами – отличительная особенность.

По мере возможности каждый ребенок выполняет своё задание.

Основные формы организации учащихся на занятиях:

Форма занятий : групповая .

  • экскурсия,
  • практическая работа,
  • творческие задания,
  • тестовые задания,
  • дискуссия,
  • выставка творческих работ,
  • самостоятельная работа.

показательный (рассказ с элементами беседы).

проблемный (работа с литературой и печатными изданиями, выполнение индивидуальных заданий).

  1. Научности и доступности.
  2. Природосообразности (по возрасту).
  3. Системности и систематичности.
  4. Эмоциональной окрашенности.
  5. Индивидуального подхода к каждому ребенку.

Формы и методы проведения занятий разнообразны – практические работы, опыты, наблюдения, беседы, дидактические игры, подготовка к праздникам, экскурсии. Эта форма обучения создает условия для особенно сильного воздействия на эмоциональную сферу личности. Экскурсия дает обильный материал для последующей аналитической деятельности учеников. Все это позволяет сделать занятия интересными, увлекательными для детей.

1.2 .Цели и задачи программы:

Цель программы – начальная подготовка в области декоративного садоводства, включающая изучение травянистых и цветочных растений, особенностей выращивания и умение использовать их в оформлении ландшафта и интерьера, приобретение навыков выполнения основных видов работ: подготовки почвы (перекопки), выравнивания, рыхления, разметки; предпосевной подготовки семян к посеву; посева, подготовки посадочного материала к посадке; умение отличать всходы культурных растений от сорняков, определять по внешнему виду тип почвы, потребность растений в свете, поливе, подкормках, осуществлять своевременный уход за растениями (пикировать, прореживать, формировать, поливать, подкармливать, опрыскивать, бороться с вредителями и болезнями), вести дневник наблюдений за развитием растений, озеленить школу и обеспечивать своевременный уход за имеющимися растениями.

Задача обучения – получение знаний о травянистых и цветочных растениях открытого и защищённого грунта, особенностей их биологии и декоративных качеств, технологии возделывания и применении в оформлении ландшафта и интерьеров.

В ходе изучения учащиеся должны уметь ставить перед собой цель предстоящей трудовой деятельности, планировать работу, подбирать и готовить инструменты и материалы, усваивать требования к качеству исполнения, практически выполнять намеченный план, осуществляя самоконтроль, оценивать результаты деятельности. В процессе подготовки, выполнения, анализа итогов работы дети должны овладевать основами трудовой культуры, знаниями техники безопасности, работать на своём месте аккуратно, экономить материалы, беречь время.

Учебный план дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы кружка «Цветоводство»

Наименование курса (модуля, предмета,

Введение. Техника безопасности

Составление букетов и цветочных композиций

Методические основы проведения праздников цветов, выставок и конкурсов букетов

Каталогизация и паспортизация растений

Строение цветочно-декоративных растений

Биологические основы цветоводства

Размножение декоративных растений

Выращивание рассады однолетников

Методические основы организации учеников за досмотром растений

Подготовка почвы под цветочно-декоративные растения

Выращивание цветочно-декоративных растений

Высадка рассады в грунт

Всего по программе

Всего недель, часов за год обучения по программе (с учетом часов на прохождение аттестации)

Всего по программе

Всего недель, часов за год обучения по программе (с учетом часов на прохождение аттестации)

Всего по программе

Программа включает 12 тематических последовательно изучаемых тем.

Тема 1. Введение. Вводное занятие (1,5 ч)

Теоретическая часть: Ознакомление с планом работы кружка, с видами общественно полезного труда, с массовыми мероприятиями, в которых будут участвовать учащиеся. Цветочно-декоративные растения, их значение в жизни человека. Правила безопасного поведения на занятиях. Значение курса для эстетического, экологического воспитания и заботливого отношения к природе.

Читайте также:
Как отпугнуть котов от грядки

Тема 2. Составление букетов и цветочных композиций (7,5 ч)

Теоретическая часть: Букет. Формы букетов. символика цветочной композиции. Язык цветов. Символика цвета.

Практическая часть: Опыты работы с цветочно-декоративными растениями: Сроки срезки цветов и условия их хранения, досмотр. Обработка стебля. Требования к воде.

Тема 3. Методические основы проведения праздников цветов, выставок и конкурсов букетов (10,5 часа).

Теоретическая часть: Цветы в современном интерьере. Роль зеленых насаждений в борьбе с разными производственными и уличными шумами.

Практическая часть: Оформление выставок, витрин. Сбор семян.

Тема 4. Каталогизация и паспортизация растений (9 часа)

Практическая часть: Опыты работы с цветочно-декоративными растениями: Организация картотеки декоративных растений.

Тема 5. Строение цветочно-декоративных растений (10,5ч) .

Строение корня. Виды корневых систем (стержневая и мочковатая). Рост и строение корня. Строение стебля. Строение и способы роста побега. Понятие узла, междоузлия и пазухи листа. Способы роста стебля (прямой, поднимающийся, лежачий или стелющийся, ползучий, вьющийся, цепляющийся и прикорневая розетка). Строение листа. Основные части листа (листовая пластинка и черешок). Листорасположение (очередное, супротивное, мутовчатое и листья, собранные в прикорневую розетку). Простые и сложные листья. Жилкование листьев. Метаморфозы листа (колючки, усики, сочные листья). Строение цветка, плода. Виды завязей: верхняя, средняя, нижняя. Соцветия: кисть, метёлка, колос, початок, щиток, корзинка, зонтик, головка, завиток. Опыление: самоопыление, перекрёстное. Плоды и соцветия. Типы плодов: костянка, ягода, коробочка, стручок, боб, листовка, семянка, орешек.

Тема 6. Биологические основы цветоводства (10,5ч) .

Классификация декоративных растений. Многообразие растений, используемых в цветоводстве, и их биологический состав. Растения открытого и защищённого грунта. Отношение декоративных растений к внешним условиям. Климатические, почвенные и биологические факторы.

Свет и его значение для выращивания декоративных растений. Группы растений по отношению к свету (светолюбивые, тенелюбивые, теневыносливые). Методы создания благоприятного светового режима в открытом и защищённом грунте (сроки посева и посадки, схема размещения растений).

Тепловой режим и его значение для декоративных культур. Группы растений по отношению к теплу. Холодо-, морозо- и жароустойчивость цветочных растений. Влияние температуры почвы на прорастание семян. Вода и её значение для декоративных культур. Группы растений по отношению к влажности воздуха и почвы. Отрицательное влияние избыточного увлажнения. Питание декоративных растений. Способы внесения удобрений под цветочные культуры (корневые и внекорневые подкормки). Сроки внесения удобрений

Виды садовых земель (дерновая, листовая, перегнойная, торфяная и др.) и их приготовление, хранение и применение.

Тема 7. Размножение декоративных растений (9ч) .

Семенное размножение. Морфологические особенности семян: величина, форма, окраска, характер поверхности. Условия прорастания семян. Сроки сохранения всхожести. Сортовые и посевные качества семян. Определение посевных качеств семян (лабораторная и полевая всхожесть). Глубина заделки семян. Рассадный способ выращивания и его значение для получения раннего цветения. Пикировка и её значение. Безрассадный способ выращивания семян.

Вегетативное размножение. Естественные способы размножения. Размножение луковицами (подземными и надземными бульбочками). Размножение клубнями, корнеклубнями, корневищами. Размножение «усами».

Искусственные способы размножения. Размножение делением (куст, корневище и др.). Размножение отводками, черенками. Типы черенков: корневые, стеблевые (зелёные, полуодревесневшие, одревесневшие), листовые.

Тема 8. Выращивание рассады однолетников (12 часа).

Теоретическая часть: Особенности выращивания рассады однолетних растений. Условия, необходимые для выращивания рассады; агротехника выращивания рассады.

Практическая часть: Опыты работы с цветочно-декоративными растениями: Подготовка ящиков и почвы. Агротехника выращивания рассады. Пикировка. Уход за рассадой. Написание этикеток. Ассортимент. Изучение количества цветов для посадки в школу в нужном количестве.

Тема 9. Методические основы организации учеников за досмотром растений. (6 часа)

Теоретическая часть: Требования к свету и их соблюдение. Полив. Увлажнение, перевалка и пересадка. Разнообразие грунтовых смесей: глинисто-дерновая, перегной, листовая почва, песок.

Практическая часть: Пикировка. Уход за рассадой Опыты работы с цветочно-декоративными растениями: Увлажнение, перевалка и пересадка рассады. Досмотр за растением. Полив. Борьба с насекомыми вредителями, Использование удобрений.

Тема 10. Подготовка почвы под цветочно-декоративные растения (4,5ч)

Практическая часть: Опыты работы с цветочно-декоративными растениями: Понятие о почве, ее свойствах, плодородии; питание растений из почвы; значение обработки, почвы и внесение удобрений для роста и развития растений. Внесение удобрений; перекопка почвы и разбивка участка.

Тема 11. Выращивание цветочно-декоративных растений. Посев (4 часа).

Практическая часть: Опыты работы с цветочно-декоративными растениями: Выбор участка для грунтового посева семян однолетников; подготовка почвы; разбивка делянок; поделка бороздок и посев семян; уход за подсевами; пересадка грунтовой рассады на постоянное место. Наблюдения, за появлением всходов, ростом и развитием растений. Проведение опытов по выяснению лучших сроков и способов грунтовых посевов и уходу за грунтовыми посевами цветочно-декоративных растений.

Тема 12. Высадка рассады в грунт (12 часов)

Практическая часть: Опыты работы с цветочно-декоративными растениями: Биологическое обоснование и агротехнические правила высадки рассады в грунт. Распределение клумб, рабаток, грядок между юннатами; подготовка почвы; подготовка рассады и высадка ее в грунт; уход за высаженной рассадой. Наблюдения за ростом и развитием цветочных растений, посаженных в грунт. Проведение опытов по выяснению лучших сроков и способов высадки рассады в грунт. Правила высадки. Сроки. Качество рассады. Выборка.

Программа внеурочной деятельности «Цветоводство»

Направление: познавательное, духовно-нравственное, экологическое, краеведческое, социальное.

Возраст учащихся : 7 – 11 лет.

Актуальность курса

Создание курса «Декоративное цветоводство» в школе преследует учебно-воспитательные и развивающие цели. Опыт работы многих кружков юных цветоводов показал, что правильно поставленная работа учащихся с декоративными растениями помогает им закрепить знания по многим вопросам школьного курса ботаники и общей биологии, лучше понять связь растения с внешней средой, убедиться в возможности управления ростом и развитием растений.

Читайте также:
Декорирование земли в горшке

Возможность выращивания на малых площадях, доступность проведения наблюдений за ростом и развитием растений в течение круглого года, быстрота получения результатов, возможность использования живых растений на уроках биологии делают цветочно-декоративные растения объектом учебной, внеклассной и внешкольной работы с учащимися.

Цель: формирование практических умений и навыков в работе с декоративными и комнатными растениями

1. В области образования:

– расширить и углубить знания учащихся о комнатных растениях, их биологических особенностях и агротехнике выращивания;

– обучить практическим приемам ухода за комнатными растениями;

– обучить работе со специальной литературой;

– обучить основам флористики и цветочного дизайна.

2. В области воспитания:

– повышать экологическую грамотность личности;

– воспитывать бережное отношение к природе, чувство прекрасного ;

– развивать пространственное представление, творчество, воображение.

Основная практическая задача курса – участие в озеленении здания школы

Планируемые результаты обучения:

– эстетическое отношение к живым объектам;

– чувство доброго и милосердного отношения к окружающей природе;

– потребность в общении с природой;

– освоение новых видов деятельности;

– самостоятельность и ответственность в выборе решений;

– участие в творческом, созидательном процессе;

– коммуникативные: работать в группе – устанавливать рабочие отношения,

интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

– потре бность в здоровом образе жизни

Получат знания о:

– эстетическом и гигиеническом значении комнатных растений;

– основных правилах и инструкциях по безопасности труда при проведении работ по цветоводству;

– многообразии комнатных растений;

– условиях жизни комнатных растений (свет, тепло, воздух);

– основных приемах ухода за комнатными растениями;

– некоторых заболеваниях растений и мерах помощи растениям;

– пользоваться определителями комнатных растений и справочной литературой;

– определять комнатные растения;

– наблюдать за ростом растений;

– правильно ухаживать за комнатными растениями: протирать, опрыскивать, удалять сухие листья, вносить удобрения по всем правилам техники безопасности , приготавливать почвенные смеси, рыхлить почву;

– размножать комнатные растения различными способами вегетативного размножения;

– осуществлять действия по озеленению;

– составлять рекомендации по уходу за комнатными растениями.

Метапредметные

– овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, классифицировать, наблюдать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

– умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать ее, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

– способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью, своему и окружающих;

– участие в различной социально значимой деятельности, в том числе творческого характера.

Предполагаемые уровни результатов обучения:

Первый уровень результатов работы по программе – приобретение школьниками соответствующих знаний (о значении растений в природе и жизни человека; основных правилах и инструкциях по безопасности труда при проведении работ; многообразии комнатных растений; основных правилах ухода за комнатными растениями и т. п.).

Второй уровень результатов – получение школьником опыта проведения работ по цветоводству (использование справочной литературы, определение комнатных растений, выполнение работ по уходу за растениями и т.п.)

Третий уровень результатов – самостоятельная работа школьников по цветоводству (озеленение помещения; оформление результатов работы в виде рекомендаций по уходу, «паспортов» растений и т.п.)

Методы работы.

1. Поисково – исследовательский метод (самостоятельная работа кружковцев с выполнением различных заданий, выбор самостоятельной темы для оформления отчета о проделанной работе)

2. Метод самореализации, самоуправления через различные творческие дела (составление «паспортов» растений, работа по озеленению помещения).

3. Метод контроля: самоконтроль, контроль успеваемости и качества усвоения программы.

4. Метод коллективного творчества (совместная работа по озеленению выбранного помещения школы)

5. Наглядно-практический метод (наблюдение за ростом растений; проведение практических работ по уходу за растениями)

Формы работы:

работа с определителями и справочной литературой;

профилактический осмотр растений;

уход за комнатными растениями;

размещение растений в помещении;

озеленение помещений школы;

практические занятия по пересадке, выращиванию, размножению растений;

паспортизация растений, создание тематических папок;

Этапы и сроки реализации программы.

1. Подготовительно-организационный – сентябрь.

2. Основной (теоретический и практический) – сентябрь – май.

3. Заключительный – май

Тема 1. Введение (2ч).

Ознакомление с планом работы, с видами общественно полезного труда по озеленению, с проводимыми мероприятиями. Правила безопасности труда и гигиены при работе с горшечными растениями и сельхозяйственным инструментом.

Практическая работа: Ознакомительная экскурсия в фитоуголок. Ознакомление с оборудованием и инструментами, необходимыми для комнатного цветоводства.

Тема 2. Комнатные растения и их роль в жизни человека (4ч).

Происхождение комнатных растений. История комнатного цветоводства, комнатное цветоводство в России. Обычаи и традиции людей разных исторических эпох по отношению к цветам. Легенды и предания о цветах. Комнатные растения и астрология. Декоративная функция растений. Санитарно-гигиеническое значение растений. Многообразие комнатных растений. Лекарственные комнатные растения. Ядовитые комнатные растения.

Практическая работа. Составление памяток «Ядовитые комнатные растения». Подбор информации на тему «Зеленый доктор на подоконнике». Экскурсия в библиотеку. Ознакомление и работа с литературными источниками о комнатном цветоводстве (каталоги, энциклопедии, атласы и т.п.).

Тема 3. Особенности строения и жизнедеятельности растений (3ч).

Общие сведения о строении растений. Особенности внешнего строения растений. Основные органы растения: корень, лист, понятие о побеге, строение и функция стебля, цветка. Облик комнатных растений: злаковые, кустистые, растения с прямостоячими стеблями, лианы и ампельные растения, розеточные растения, шаровидные растения. Жизненные формы. Процессы жизнедеятельности растений: минеральное питание, фотосинтез, дыхание растений.

Читайте также:
Молочай трехгранный или треугольный: уход в домашних условиях

Практическая работа: Определение формы корневых систем. Типы побегов. Многообразие листьев. «Пикировка как способ формирования корневой системы»

Тема 4. Выбор растений и условия их содержания (3ч).

Условия выращивания комнатных растений. Температура, температурный режим, шкала температур. Световой режим: шкала освещенности; естественное и искусственное освещение. Влажность воздуха. Шкала влажности воздуха. Особенности жизнедеятельности растений разных экологических групп. Требования к содержанию комнатных растений. Содержание растений дома. Емкости. Типы емкостей: горшки, кашпо, контейнер. Устойчивость, практичность, цвет, материал емкостей. Почва, земляные смеси.

Практическая работа: Работа с литературой по теме «Экологические группы растений». Определение условий, необходимых для выращивания конкретных растений. Изучение состава различных земляных смесей. Подбор и самостоятельное приготовление субстрата для конкретной группы растений.

Тема 5. Уход за комнатными растениями (ч).

Полив. Правила соблюдения режима полива. Полив из лейки. Метод погружения. Гидропоника. Питание растений. Основные питательные вещества для растения. Виды удобрений, их характеристика. Подкормка. Сроки и правила подкормки комнатных растений. Доза удобрения. Покой. Опрыскивание и гигиенические процедуры. Свежий воздух. Внешний вид растений. Мытьё. Полировка. Очистка. Перевалка и пересадка растений. Формирование комнатных растений. Бонсай. Обрезка. Прищипка. Выгонка растений.

Наблюдение и уход за растениями. Пересадка растений. Составление календаря подкормки для комнатных растений. Приготовление растворов для подкормки. Подкормка комнатных цветов. «Обрезка – управление ростом растений» Составление памяток по уходу за растениями. Определение комнатных растений, составление паспортов растений.

Тема 6. Размножение комнатных растений (ч).

Особенности размножения растений. Вегетативное размножение комнатных растений. Размножение отводками, отпрысками, усами, детками. Размножение черенками. Комнатные луковичные растения, их многообразие. Размножение луковицами. Деление корней, клубней, корневищ. Семенное размножение. Значение семенного размножения, его особенности, преимущества, недостатки. Внешнее строение семян. Приемы подготовки семян к посеву: стратификация, намачивание и др. Споровое размножение.

Подготовка земли для черенкования. Черенкование комнатных растений. Размножение растений делением куста, клубнями, луковицами. Наблюдение за объектами.

Тема 7. Вредители и болезни комнатных растений (ч).

Вредители: ложноножки, щитовки, клещи, тли, трипсы, листовые нематоды, белокрылки, червецы. Паразитарные болезни комнатных растений и болезни, связанные с неправильным уходом за растениями. Болезни: мучнистая и ложная мучнистая роса, корневая гниль, серая гниль, ржавчина, черная ножка, пятнистость листьев. Признаки заболеваний. Неотложная помощь комнатным растениям. «Хирургические» методы лечения корневой гнили. Народные средства для борьбы с болезнями и вредителями. Профилактика заболеваний.

Работа с определителем, со справочником и другой литературой по определению причины болезни, вида вредителя. Работа с увеличительными приборами. Уход и наблюдение за комнатными растениями. Проект «Борьба с вредителями и болезнями комнатных растений народными средствами»

Тема 8. Растения в интерьере (ч).

Растения в интерьере. Правила размещения растений в помещении. Особенности аранжировки гостиной, ванной комнаты, столовой, прихожей, лестничной площадки, спальни, кухни, балкона. Комнатные растения для северного окна, для южного окна. Подвесные кашпо. Одиночные растения. Лианы. Красивоцветущие комнатные растения (каланхоэ, розовый жасмин, спатифиллум, антуриум, гибикус, олендр и др.). Составление композиций. Композиция из горшечных растений. Стандартная композиция. Зеленое окно. Поддон с галькой. Вертикальное расположение. Комнатный садик. Подвесная корзинка. Сложная цветочница. Сад в плошке. Сад в аквариуме.

Работа с различными источниками информации. Составление календаря цветения комнатных растений. Размещение растений в комнате. Подвешивание к потолку. Расположение на полу. Размещение на подставке. Размещение на стене. Работа по озеленению выбранного в школе помещения.

Тема 9. Подведение итогов работы (ч).

Подведение итогов. *Выставка работ. *Защита проектов.

В ходе прохождения курса возможна

1) подготовка фотовыставки «В мире комнатных растений»

2) проектно- исследовательская деятельность по следующим темам:

О чем говорят названия растений?

Самые популярные комнатные растения в России.

Растения и астрология.

Ядовитые комнатные растения

Лекарственные комнатные растения

Народные методы борьбы с болезнями и вредителями комнатных растений.

Вегетативное размножение растений.

Размножение луковичных комнатных растений.

Размножение папоротников (вегетативное, споровое. «Живородящие» папоротники.)

Влияние удобрений на рост и развитие растений.

Как сохранить растения в ваше отсутствие?

Наша зеленая школа.

Оформление помещения при помощи комнатных растений (растения в спальне; растения в детской комнате; растения в кухне …)

Общее количество часов

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных занятий, активных занятий.

(1 час в неделю 34 часа в год)

Ознакомление с планом работы. Инструктаж ТБ.

Экскурсия в фитоуголок. Ознакомление с оборудованием и инструментами.

Комнатные растения и их роль в жизни человека

История комнатного цветоводства. Комнатные растения и астрология.

Декоративная функция растений. Санитарно-гигиеническое значение растений.

Многообразие комнатных растений. Лекарственные и ядовитые комнатные растения.

Экскурсия в библиотеку. Ознакомление и работа с литературой по комнатному цветоводству.

Особенности строения и жизнедеятельности растений

Общие сведения о строении растений. Основные органы растения.

Облик комнатных растений. Жизненные формы. Классификация растений.

Процессы жизнедеятельности растений.

Выбор растений и условия их содержания

Условия содержания комнатных растений.

Особенности жизнедеятельности растений разных экологических групп.

Требования к содержанию комнатных растений. Емкости. Почва, земляные смеси.

Садоводство в Монтессори среде: чем полезна работа с растениями для дошкольников?

Садоводство в Монтессори среде: чем полезна работа с растениями для дошкольников?

Работа в саду незаслуженно ассоциируется у нас в основном с пожилыми родственниками, хотя на самом деле это настоящий кладезь полезного опыта и для самых маленьких членов семьи.

В этой статье педагоги детского Монтессори центра “Созвездие” расскажут о том, как садоводство влияет на развитие малышей от двух до шести лет, а также дадут несколько рекомендаций по организации зеленого уголка для детей, но сперва посмотрите отзыв многодетной мамы об опыте организации домашнего сада:

Как работа в саду сказывается на физическом развитии малыша?

Сложно представить более интерактивную, захватывающую и экологичную среду для ребенка, чем обычный сад с собственными горшками или грядками.

Читайте также:
Шелковица: фотоягод, дерва, выращивание и уход, вксной в средней полосе, в подмосковье, сорта

Развитие огранов чувств

Многообразие текстур, форм, цветов, вкусов и запахов растений поражает. В зависимости от размеров квартиры или огорода, климата и других условий можно подобрать съедобные растения (салаты и травы, цитрусовые, помидоры, огурцы, клубника), яркие и душистые цветы (фиалки, хризантемы, гибискус), растения с интересной текстурой (медвежьи ушки, кактусы, фикус).

Интеракция с живой природой во всем её разнообразии прекрасно развивает целостное восприятие ребенка, учит его соединять информацию, поступающую от разных органов чувств.

Как работа в саду сказывается на физическом развитии малыша?

Развитие мелкой и крупной моторики

Высаживание семечек, работа с землей, удаление засохших листиков, полив и сбор урожая являются прекрасными упражнениями для развития как мелких мышц рук, так и улучшения координации всего тела. Главное подобрать малышу подходящие по весу и размеру инструменты для садоводства.

Взаимодействие с растениями, землей, водой и различными емкостями тренирует координацию ребенка, развивает его мелкую моторику, а также способствует развитию всех органов чувств, что является особенно важным для маленьких детей.

Когнитивное развитие малыша при работе с растениями

Знакомство с причинно-следственными связями и развитие произвольного внимания и научного подхода к миру

Все растения требуют своего режима полива и уровня освещенности, некоторым из них необходимы специальные удобрения. На собственном опыте ребенок сталкивается с понятиями причины и следствия, учится делать выводы на основе наблюдений, обращается к энциклопедиям и получает первые уроки по естествознанию от самой природы.

Когнитивное развитие малыша при работе с растениями

Развитие речи и формирование математических способностей ребенка

Несомненно никуда не деться в садоводстве от математики: посчитать количество семечек и горшков, высчитать нужный объем воды для полива, терпеливо выждать количество дней нужное до прорастания или цветения. Помочь в развитии этих навыков могут простейшие дневники наблюдений, а также отдельные упражнения.

Несложно представить и влияние садоводства на развитие речи и обогащение словарного запаса малыша: названия растений и садовых инструментов, формулирование полных предложений для пояснений своих действий и получения ответов на вопросы, появление реальной необходимости в развитии навыков чтения.

При правильной организации деятельности ребенка садоводство оказывает влияние на все познавательные процессы малыша. Развивается произвольное внимание, улучшается мышление и речь, тренируются различные виды памяти. Именно эти способности требуются для успешного начала обучения ребенка и гармоничного развития в более старшем возрасте.

Личностное и коммуникативное развитие ребенка на занятиях садоводством

Формирование ответственности и развитие уверенности в себе

Прорастающая семечка требует внимания вне зависимости от настроения и самочувствия малыша. Регулярный уход за растением учит ребенка ответственности, знакомит с планированием. Даже неудачный опыт и засохшие проростки могут мягко, но наглядно продемонстрировать последствия выборов, которые человек совершает каждый день. А вот успешный опыт садоводства и первые плоды развивают уверенность ребенка в своих силах и знакомят его с приятным ощущением гордости за собственные достижения.

Личностное и коммуникативное развитие ребенка на занятиях садоводством

Коммуникативное развитие и обучение работе в команде

Почти всегда первые шаги в садоводстве осуществляются с поддержкой старших. В процессе совместной работы малыш учится следовать инструкции, задавать вопросы, если ему что-то непонятно, внятно объяснять свою точку зрения, а также распределять задачи, особенно, если в саду работает не один ребенок.

Когда садоводство становится хобби всей семьи или хотя бы нескольких её членов, совместная работа также способствует укреплению семейных связей и сплачивает домочадцев.

Развитие креативности ребенка

Первые уроки ландшафтного дизайна, роспись горшков для растений и создание букетов и венков вносит весомый вклад в развитие детской креативности и фантазирования. Не переживайте, если не все творческие эксперименты малыша окажутся успешными:, и победы, и неудачи одинаково необходимы для гармоничного развития малышей.

Садоводство требует от малыша с одной стороны способности следовать плану и регулярно поддерживать порядок в зеленом уголке, а с другой стороны предоставляет множество возможностей для творчества и нестандартных идей. Совместная деятельность со взрослыми и ровесниками дополнительно стимулирует коммуникативное развитие малыша, учит работать сообща и ставить совместные цели.

Формирование моральных ориентиров и полезных привычек

Экологическое воспитание и формирование бережного отношения к природе

Наблюдая за растениями и их развитием ребенок по-настоящему понимает, что такое живая природа и как хрупка жизнь каждого листика. Приобретая навыки садоводства, он лучше понимает принципы бережного отношения к природе, начинает ценить мир, в котором живёт.

Интерес ребенка к употреблению овощей и фруктов

Выращенная на подоконнике петрушка и помидоры из домашней теплицы будут съедены с гораздо большим желанием, чем овощи, к выращиванию которых малыш не приложил усилия. С помощью занятий садоводством гораздо легче привить детям здоровые пищевые привычки, они с большей охотой будут есть овощи и зелень, так как те будут иметь гораздо большую личную значимость.

Формирование моральных ориентиров и полезных привычек

Освоение полезных способов совладания со стрессом

Садоводство известный и научно доказанный способ борьбы со стрессом. Работа с растениями расслабляет тело, успокаивает ум и повышает настроение. За счет размеренного темпа работы и необходимости ожидания результата, занятия садоводством хотя бы 30 минут в день значительно снижают выработку основных гормонов стресса.

Внимательное отношение к природе и способность использовать общение с растениями и животными для стабилизации своего здоровья и эмоционального состояния незаменимые признаки гармоничного развития ребенка. Монтессори сообщество убеждено, что общение с природой необходимо всем, но особенно маленьким городским жителям.

Как подготовить зону для выращивания растений в духе Монтессори?

Как и многие другие Монтессори пространства, собственный садик ребенка должен сперва быть тщательно продуман взрослыми. Только удобное и функциональное пространство может по-настоящему вовлечь ребенка в процесс ухода за растениями.

Для организации пространства следуйте нескольким несложным правилам:

Читайте также:
Снежноягодник: фото и описание, сорта кустарника, белый, розовый, доренбоза, посадка и уход в открытом грунте

Проанализируйте места, в которых ребенок может заниматься садоводством. Летом это может быть как помещение внутри дома, так и небольшая зона на дачном участке, зимой же стоит подобрать отапливаемое пространство, где у растений будет возможность развиваться. Определите место для самих растений, а также для инструментов, которые будет использовать ребенок.

Уточните особенности выбранного места: уровень освещенности и температурный режим самые главные показатели, опираясь на которые стоит выбирать семена или растения в горшках.

В зависимости от возраста ребенка и количества свободного времени выберете подходящие растения, вы можете привлечь и малыша к этому процессу: сходите вместе на садоводческий рынок, послушайте рекомендации продавца, а если ребенок слишком мал, соберите базовую информацию в интернете. Для примера, на подоконнике можно прорастить фасоль, из луковицы вырастить зеленый лук и чеснок, из кусочка корня вырастить новый имбирь, а из покупных семян редиску и зелень.

Не забудьте подобрать удобные и подходящие по размеру инструменты: лопатки, грабли, горшки, тряпочки, лейки и т.д. Не стоит брать игрушечные инструменты, так как ими буквально невозможно работать, лучше обратить внимание на миниатюрные наборы для комнатных растений. Не забудьте подобрать и подходящую для ваших растений землю и удобрения.

Потратьте время на ознакомление ребенка с новыми вещами, но не забывайте оставить место и на самостоятельное познание и эксперименты. Малышу не нужно быть мастером садоводства, чтобы высадить свои первые семена. А вот если ребенок сам обращается к вам за помощью, постарайтесь дать ему развернутый ответ или попытайтесь вместе докопаться до истины. Помните, что именно опыт и череда успехов и неудач являются основной силой развития ребенка любого возраста.

Как подготовить зону для выращивания растений в духе Монтессори?

Выводы

Садоводство является уникальным занятием для детей дошкольного возраста, затрагивая буквально все зоны развития ребенка. Правильно организованный процесс выращивания растений позволяет малышу узнать больше о живой природе и улучшить крупную и мелкую моторику, способствует развитию мышления и речи, а также организует среду для взаимодействия со старшими и сверстниками.

Заключение

Знакомство с окружающим миром и приобретение знаний о живой и неживой природе является неотъемлемой частью развития детей с первых лет жизни. Именно поэтому методисты детского Монтессори центра “Созвездие” включают занятия по естествознанию в программу наших детских садов и общеразвивающих занятий по системе Монтессори. На этих занятиях дети знакомятся с миром под наставничеством наших опытных педагогов.

Стоит отметить, что естествознание является лишь частью продуманной программы, которая включает в себя также знакомство с грамотой и математикой, освоение бытовых навыков, спортивные занятия, занятия изобразительным искусством, музыкой и ритмикой, а также изучение английского языка в игровой форме. Ознакомиться с полной программой и расписанием наших занятий, а также встретиться с нашими педагогами и увидеть жизнь клуба можно во время бесплатного пробного занятия, на которое можно записаться оставив заявку на сайте или позвонив нам. Мы с нетерпением ждем вас в нашем Монтессори клубе “Созвездие”!

Открытый урок “Цветоводство – отрасль растениеводства”

Образовательный аспект: Познакомить с цветочно-декоративными растениями и формами цветочных насаждений.

Развивающий аспект: Развивать интерес к творческой деятельности, познанию профессий, занимающихся в цветоводстве.

Воспитательный аспект: Воспитание эстетического вкуса, любви к родной природе; аккуратности, внимания.

Учебник, рабочая тетрадь, шаблоны для изготовления панно, картон, самоклеящая бумага, клей, цветная бумага, ножницы, компьютеры, выставка книг “Цветы – красота природы”, стенды “Цветы нашего села”, “Цветы УОУ”

Беседа по вопросам:

– Скажите, пожалуйста, какие цветы вы знаете?

– Какие цветы вы выращиваете дома?

– А какие песни вы знаете о цветах?

– Кто может мне прочитать стихотворение о цветах?

2. Сообщение темы урока и познавательных сведений.

Тема нашего урока “Цветоводство – отрасль растениеводства”. Запишите, пожалуйста, тему урока в тетрадь.

Цветоводство, или декоративное садоводство, занимается выращиванием декоративно-цветущих растений для получения цветов на срезку, оформления участков сада, высадки в парках, скверах, на улицах, а также для внутреннего озеленения жилых и общественных помещений.

Цветы украшают наш быт, создают радостное настроение, формируют эстетические вкусы.

Многие цветочные растения, помимо красочного оформления, могут использоваться как пищевые культуры:

ФИЗАЛИС – плоды используют в консервной промышленности, а также для приготовления варенья, маринадов, солений, кондитерских изделий. Из зрелых плодов можно получить лимонную кислоту.

РЕВЕНЬ – используется для приготовления сока, напитка, компота, варенья.

НАСТУРЦИЯ – применяют чай из свежих листьев. Листья настурции также используют в свежем виде как источник витаминов в салатах. Молодые мягкие плодики маринуют на зиму.

И как лекарственные растения:

КАЛЕНДУЛА – в медицине применяется как ранозаживляющее, противовоспалительное, антисептическое средство наружно и внутрь. Применяется при лечении ангины, органов пищеварения, благоприятно действует при болезни желудка и печени.

ТЫСЯЧЕЛИСТНИК – используется при лечении заболеваний желудочно-кишечного тракта, печени, почек, язве желудка, геморрое. Размятую траву прикладывают к ранам, порезам и ушибам.

РОМАШКА- настой из соцветий ромашки используется при заболеваниях желудка, кишечника, печени, для полоскания горла при ангинах, аллергии.

Большое значение в цветоводстве имеет подбор цветочных растений, особенно по климатическим зонам. Декоративные растения по-разному реагируют на продолжительность светового дня. По отношению к длине дня цветочные растения делят на три группы.

1. Короткодневные (растения короткого дня), как правило, происхождением из тропиков и субтропиков. Цикл развития этих растений проходит примерно при одинаковой продолжительности дня и ночи. В летний период умеренных широт продолжительность дня достигает 16. 17 часов. К ним относятся георгина, канна, космея, настурция, хризантема, сальвия и др.

2. Длиннодневные. Растения длинного дня обычно выходцы умеренного пояса и более северных широт, которые при продолжительном световом дне лучше растут и обильно цветут. К длиннодневным растениям относятся: астра, бальзамин, гладиолус, дельфиниум, ирис, календула, левкой, цинерария и многие др.

Читайте также:
Пролеска: цветы, фото, описание, первоцветы, как выглядят, посадка и уход в открытом грунте

3. Нейтральные растения. К ним относятся: лилия, нарцисс, тюльпан, циния и др. Нейтральными они называются потому, что могут цвести и нормально расти при любой продолжительности дня.

В зависимости от назначения и биологических особенностей выращиваемых растений различают цветоводство открытого и защищенного грунта. В открытом грунте возделывают цветочные культуры, приспособленные к местным условиям. Например, ирисы, нарциссы, тюльпаны, флоксы, пионы и др. можно выращивать в садах, приусадебных участках, парках, скверах в открытом грунте. А такие растения, как глоксиния, фиалка, цинерария и многие другие комнатные растения могут хорошо расти в защищенном грунте (теплицах, оранжереях).

В крупных тепличных хозяйствах и цветочно-декоративных питомниках труд людей механизирован. Здесь трудятся световоды-декораторы, мастера-цветоводы, озеленители, которые знают жизнь декоративных растений, приемы их выращивания и обладают художественным вкусом.

Разведение цветочно-декоративных растений — неутомимый труд, требующий больших знаний, а уход за цветами доставляет каждому большое удовольствие.

Под цветником следует понимать площадь, предназначенную для оформления различных объектов, на которой расположены газоны, дорожки, однолетние и многолетние цветущие и декоративно-лиственные растения различной высоты.

При создании цветника следует использовать различные формы цветочных насаждений. Среди них можно выделить клумбы, рабатки, бордюры, группы, массивы, миксбордеры и одиночные посадки.

Клумбы. Их делают круглыми, овальные, квадратными, эллипсовидными, в виде звёзд, ассиметричной формы. Клумбы располагают обычно на солнечных местах, у входа в дом, перед террасами, перед окнами дома.

Рабатки — это цветочные грядки, размещенные вдоль дорожек, площадок. Их поверхность всегда ровная. Бывают односторонние и двусторонние рабатки. Ширина рабатки 1метр …1 метр 25 см, а длина до 10 метров. От ширины рабатки зависит количество высаживаемых рядов растений. Хороши для этой части цветника как многолетники — флоксы, тюльпаны, нарциссы, так и однолетники – календула, тагетес и др.

Бордюры — часть цветника, окаймляющая посадки цветочных культур по контуру клумбы, вдоль линии дорожек, рабаток, газонов, аллей. Используют аллисум, низкие тагетесы. Бордюры придают оформлению цветника законченный вид.

Миксбордер (смешанный бордюр) — смешанные посадки декоративных растений, расположенных в виде естественных групп около стен, заборов, по краю более высоких посадок.

В каждой школе должно быть внутреннее озеленение и около школы. В нашей школе мы выращиваем цветы как комнатные, так и в открытом грунте. А сейчас послушаем сообщение “Цветы на УОУ”.

“Цветы на учебно-опытном участке”

Обязательным элементом любой школы является внешнее и внутреннее озеленение, среди которого значительное внимание уделяется цветникам. У нас на школьном учебно-опытном участке использованы различные формы цветочных насаждений: ступенчатая клумба, прямоугольные клумбы, бордюры, грядки, рабатки.

На ступенчатой клумбе выращиваем цветы: бархатцы, астры, львиный зев, маргаритки, настурция, космея, циннория.

На клумбе около школы: люпины, лилия; на прямоугольных клумбах: лилия, низкорослые бархатцы.

На грядках выращиваем такие цветы: тюльпаны, гвоздику, георгины, космею, гладиолусы, васильки, сухоцветы.

На рабатках, которые украшают подход к школьному зданию, растут бархатцы, петуния, циннория. Для бордюров использованы лилии, гладиолусы.

Наша школа принимает участие в конкурсах на селе “Лучшее подворье”, “Выставка цветов”. В этом году были выделены деньги по проекту на благоустройство и увеличение ассортимента цветочно-декоративных культур на учебно-опытном участке.

Цветники возле школы создает радостное настроение не только у учащихся и учителей, но и родителей, дети которых создают красоту.

Каждую школу надо превратить в цветущий сад. Для этого надо составить план озеленения школьного двора, собрать семена цветочных растений, разбить цветники и приступить к выращиванию растений.

Наконец, все должны понять, что цветы — это красота природы, которая согревает и радует сердце человека. Цветы дома, на работе, во дворе, в скверах, парках и на улицах не только приятно ласкают наш взор, но и облагораживают человека, пробуждают в нем чувство прекрасного.

3. Просмотр слайдов “Цветочно-декоративные растения”. Приложение №1

4. Кроссворд на “5”.

1. Род травянистых, преимущественно многолетних растений семейства сложноцветных. Свыше 250 видов, в Северной и Южной Америке, Африке, Евразии.

2. Род трав и полукустарников семейства сложноцветных. Используют как дезинфицирующее и успокаивающее средство, а также как пищевой краситель и декоративное растение. Второе название – ноготки.

3. Цветок- бог плодородия.

4. Второе название – дикая рябинка, лекарственное растение (желчегонное, желудочное), цветки и листья используются как пряность; ядовита для крупного рогатого скота.

5. В жёлтеньком домишке
Чёрные детишки.
Среди них есть серые,
Но они незрелые.

6. Сорное растение.

7. Из этого растения изготавливают кофейный напиток.

8. На зелёной хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар.

9. Лекарственное растение, используемое при заболевании лёгких и при гриппе.

10. Цветок- символ доброты и сердечности.

11. Род многолетних травянистых растений семейства сложноцветных. Свыше 8000 (преимущественно гибридных) сортов используют в цветоводстве.

12. Растение содержит эфирные масла. Кормовые для овец, коз, лошадей и верблюдов, применяется в народной медицине.

13. Настой и экстракт этого растения— кровоостанавливающие средства. Некоторые виды культивируются как декоративные.

5. Практическая работа “Изготовление панно, открытки и аппликации”

Оборудование: шерстяные нитки, карандаши, самоклеящая бумага, картон, клей, ножницы, шаблоны.

6. Физкультминутка.

  1. Сидя, медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно (голова неподвижна). Повторить 8-12 раз.
  2. Руки на парте. Сжать пальцы в кулачок и выпрямить. Повторить 8-10 раз.
  3. Сидя, ноги согнуты, стопы параллельно. Приподнять пятки, опустить. Одновременно и поочерёдно развести стопы в стороны. Повторить 6-8 раз.
Читайте также:
Как безопасно пересаживать кактус

7. Продолжение практической работы.

8. Копилка сообщений.

А вот удивительное растение бессмертник. Его цветы необыкновенно долго держатся в букетах. Из бессмертника составляют зимние букеты. Родина садовых бессмертников— далёкая Австралия. В наших лесах тоже растут бессмертники, которые иногда называют кошачьими лапками. Наш лесной бессмертник – лекарство.

У индейцев есть такая легенда о бессмертнике. Однажды двое молодых супругов возвращались домой. На своем пути они повстречали диких зверей. Звери набросились на молодую женщину и растерзали ее, муж похоронил жену на берегу реки.
Весной здесь вырос красивый цветок с листьями, словно покрытыми воском. Охотник увидел печальное растение и произнес: “Живи вечно”. С тех пор и называется этот цветок бессмертником.

Мачеха и падчерицы

Цветы анютины глазки. Вот как рассказывается о них в старой[ немецкой сказке. Цветок анютины глазки—это целое семейство. У него пять лепестков. Самый большой и красивый лепесток — нижний. Это расфранченная мачеха. А выше два лепестка немного меньше. Они тоже раскрашены, но не так ярко. Это мачехины дочки. На самом верху цветка лепестки однотонные. Это две скромные падчерицы.

Но давным-давно все было не так. Maчеха сидела на самом верху цветка, рядом с падчерицами. Уж и доставалось тогда бедным девочкам от такого соседства. Злая мачеха ни днем, ни ночью не давала покоя падчерицам, постоянно бранила их. Все цветы очень жалели бедняжек и обратились к волшебнику. И

произошло чудо. Солнце стояло уже высоко, когда сердитая мачеха соизволила проснуться. Но только она хотела обругать сироток, как замерла от удивления. Под нею вместо скромных девочек виднелась земля. Глянула вверх – над нею дочки. А сиротки оказались на самом верху цветка. Здесь их ласково обвевал ветерок, и грело солнышко. Но это еще не все. У лепестка злой мачехи сзади появился отросток, очень похожий на шпору. Это очень раздражало мачеху. Теперь всю свою злобу она обратила на противную шпору. А у надменных дочек вдруг выросли усы, как у настоящих кавалеров. Это чтоб не важничали.

Внеурочная деятельность для 5 класса “Цветоводство”

Рабочая программа «Комнатное цветоводство» составлена в соответствии со следующими документами:

1. Учебный план ГБОУ Салаватской коррекционной школы на 2019 – 2020 учебный год.

2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации».

3. СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Цель программы: создание условий для развития и применения творческого потенциала в области комнатного цветоводства

– освоить первоначальные знания о строении растений, способах выращивания и ухода за ними, правилах использования инвентаря; пробудить познавательный интерес к творческой деятельности;

– овладеть умениями выращивать комнатные растения, ухаживать за ними;

– воспитывать эмоционально-ценностное отношение к природе, результатам своего и чужого труда, чувства сопричастности к созданию и сохранению уникальных объектов природы; стремление создавать прекрасное

2.Общая характеристика предмета

Актуальность курса:

Создание курса «Декоративное цветоводство» в школе преследует учебно-воспитательные и развивающие цели. Опыт работы многих кружков юных цветоводов показал, что правильно поставленная работа учащихся с декоративными растениями помогает им закрепить знания по многим вопросам школьного курса ботаники и общей биологии, лучше понять связь растения с внешней средой, убедиться в возможности управления ростом и развитием растений.

Возможность выращивания на малых площадях, доступность проведения наблюдений за ростом и развитием растений в течение круглого года, быстрота получения результатов, возможность использования живых растений на уроках биологии делают цветочно-декоративные растения объектом учебной, внеклассной и внешкольной работы с учащимися.

Курс программы «Декоративное цветоводство» рассчитан на подготовку учащихся с легкой умственной отсталостью. Особенность изучаемого курса состоит в тесном общении с природой, что является благодатной почвой для воспитания любви, доброты к окружающему миру, человеку; развития творческого потенциала. Каждый ребёнок готов творить. Направить его интересы в нужное русло, помочь проявить фантазию, понять важные законы творчества, помочь проникнуть в тайны природы Содержание этого курса ориентирует учащихся на формирование знаний и умений по выращиванию комнатных растений, подборе цветов в связи с их особенностями, предусматривает ряд практических занятий, способствующих закреплению теоретического материала.

Для организации обучения школа должна располагать территорией, достаточной для разведения комнатных растений. В самой школе под занятия необходимо отвести просторный светлый класс с приспособлениями для черенкования растений, следует предусмотреть место для большого количества комнатных растений. Работа по предложенным темам благотворно сказывается на сообразительности и мелкой моторики умственно отсталых подростков (например, все операции, связанные с цветочными семенами).

Время на освоение новых тем и повторение пройденного материала учитель определяет, оценивая уровень подготовленности своих учеников. Неизменной остается задача ознакомить школьников с многообразием многолетних комнатных растений, используемых в цветоводстве, научить приемам их выращивания, тем самым способствуя социальной адаптации ребят.

Работая с комнатными растениями, учащиеся усваивают важнейшие приемы и трудовые навыки по уходу за ними, по их размножению и пересадке. Комнатные растения в школе используются для оформления интерьера, что играет не маловажную роль в эстетическом воспитании учащихся.

Методы обучения: практические занятия по овладению навыками выращивания и ухода за цветущими растениями, теоретические занятия (беседы) по изучению науки о цветах, правильно благоустроить территорию клумбами, выполнение компьютерной презентации о цветах, произрастающих в школе.

Условия проведения занятия:

1. Для проведения занятий необходимо иметь раздаточный материал с фотографиями комнатных цветов, книги о цветах; посадочный материал, семена, луковицы цветов, ящики для рассады.

Читайте также:
Польза для домашних цветов от полива их пивом

2. При подготовке таких занятий учитель должен действовать по принципу сотрудничества;

-ориентации на то, что личность ребёнка является субъектом, а не объектом в педагогическом процессе;

-предъявление особого стиля отношений учителя и учеников: не командовать, а организовывать; не управлять, а соуправлять; не запрещать, а направлять, не ограничивать, а предлагать свободу выбора;

-ставка на самостоятельность детей,

-создание ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности.

3. Место предмета в учебном плане

На изучение курса по внеурочной деятельности «Комнатное цветоводство» в 5 классе отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).

4. Личностные, предметные, базовые результаты освоения

В результате изучения курса внеурочной деятельности «Комнатное цветоводство» будут заложены основы ценностное отношение к природе; бережное отношение к живым организмам, способность сочувствовать природе и её обитателям;

Личностные результаты обучения:

– эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание не­об­хо­ди­мо­с­ти ее охраны;

– ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

– элементарные представления об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;

– интерес к изучаемому материалу, осознание своих возможностей;

– знание основных норм поведения;

– навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических работ;

– основы социально ценных личностных и нравственных качеств;

– возможность реализовать потенциал в собственной деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности.

Предметные результаты обучения:

Учащиеся могут узнать:

– основные факторы среды обитания растений;

– виды комнатных растений;

– приемы размножения и выращивания комнатных растений;

– вредителей комнатных растений.

Учащиеся могут научиться:

– провести посадку растения;

– пересаживать растения и знать виды вегетативного размножения.

– ухаживать за комнатными растениями

– проводить паспортизацию растений.

– овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, классифицировать, наблюдать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

– умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать ее, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

– способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью, своему и окружающих;

– участие в различной социально значимой деятельности, в том числе творческого характера.

Формы подведение итогов:

– организация выставки растений.

– групповые занятия, практическое выполнение работ.

5. Показатели эффективности внеурочной деятельности

В ходе прохождения курса возможна:

1) подготовка фотовыставки «В мире растений»;

2) проектно – исследовательская деятельность.

6. Содержание программы

(34 часа, 1 час в неделю)

Тема 1. Вводное занятие

История комнатного цветоводства. Первые зимние сады в России. Развитие цветоводства в России.

Тема 2. Декоративные растения, их значение в жизни человека

Ознакомление с растениями, используемыми для озеленения; беседа о значении зеленых насаждений в жизни человека.

Тема 3. Биологические особенности декоративных растений

Группировка растений; разнообразие растений (декоративно-лиственные, красивоцветущие, вьющиеся, ампельные, луковичные и клубневые); их биологические особенности; способы выращивания. Экскурсия в цветочный магазин.

Практические работы: Знакомство с комнатными растениями; проведение паспортизации растений. Работа, со справочной литературой по цветоводству. Знакомство с определителем растений. Изготовление наглядных пособий: карты родины растений; проведение викторины по распознаванию растений.

Тема 4. Уход за комнатными и декоративными растениями

Условия для комнатного растения. Требовательность комнатных растений к влажности почвы и воздуха температуре, освещению; виды ухода за комнатными растениями и сроки его проведения в связи с биологическими особенностями растений и временами года.

Значение перевалки и пересадки для роста и развития растений; сроки и техника проведения этой работы.

Практические работы: Размещение растений соответственно их требованиям к освещению, температуре; поливка, опрыскивание, обмывание листьев, рыхление почвы в горшках; мытье горшков; удаление пожелтевших листьев; приготовление почвенных смесей; определение необходимости перевалки и пересадки растений; проведение работ по перевалке и пересадке растений. Наблюдения, за ростом и развитием комнатных растений.

Проведение опытов по выяснению лучших агротехнических приемов по уходу за декоративными растениями, выращиванию растений на разных почвах.

Тема 5 . Насекомые-вредители декоративных растений и борьба с ними

Вредители декоративных растений и вред, причиняемый ими; меры борьбы с вредителями с учетом их биологических особенностей.

Практические работы: Ознакомление с наиболее распространенными насекомыми, повреждающими декоративные растения; рассматривание в лупу и зарисовка вредных насекомых; обмывание листьев и стеблей; знакомство с устройством опрыскивателя.

Наблюдения за состоянием декоративных растений, за появлением вредителей и болезней.

Тема 6. Размножение комнатных растений

Размножение комнатных растений (частями побегов, листьями, делением корневищ, пересадкой луковиц, посадка семян и др.)

Практическая работа: составление таблиц.

Тема 7. Семена декоративных растений и подготовка их к посеву

Условия необходимые для прорастания семян однолетников; способы их подготовки к посеву.

Практические работы: Знакомство с семенами декоративных растений по внешнему виду; очистка; определение всхожести семян; намачивание и другие способы подготовки семян к посеву.

Тема 10. Вегетативное размножение декоративных растений размножение черенками

Биологические обоснование размножения растений черенками; растения, размножающиеся черенками. Условия, необходимые для укоренения черенков; правила черенкования и пересадка окоренившихся черенков. Лучшее время для вегетативного размножения растений. Правила срезки черенков. Условия укоренения черенков.

Практические работы: Заготовка песка, земли; подготовка ящиков парников, горшков для посадки; черенкование комнатных растений; пересадка окоренившихся черенков; уход за черенками.

Наблюдения за укоренением черенков и их ростом, температурой, влажностью помещения.

Изготовление наглядных пособий по размножению комнатных растений черенками.

Постановка опытов по выявлению лучших субстратов для укоренения черенков комнатных растений, сроков черенкования, влияния температуры и влажности помещения на приживаемость и рост черенков.

Тема 8. Питание декоративных растений из почвы и их подкормка

Читайте также:
Удобрения для подкормки яблонь

Питание декоративных растений. Питательные вещества необходимые для правильного развития декоративных растений.

Виды удобрений их характеристика; подкормка как добавочное питание. Сроки, правила и количество подкормок в течение вегетационного периода.

Практические работы: Распознавание минеральных удобрений; составление календаря подкормки декоративных растений; приготовление растворов для подкормки и проведение подкормок.

Работа со справочной литературой по подкормке декоративных растений. Наблюдения за ростом и развитием растений, за появлением вредителей.

Постановка опытов по выяснению лучших доз и сроков подкормок растений разными удобрениями, по выращиванию декоративных растений на питательных растворах.

Тема 11. Проведение Праздника цветов

Подготовка экспонатов на выставку; изготовление и оформление наглядных пособий, панно из засушенных растений, фотомонтажей и дневников, работ юннатов, стенгазеты кружка; подготовка выступлений на празднике цветов; участие в празднике цветов.

7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной

деятельности

2. Комнатные растения

1. Стенд для выставки

1. 1000+1 совет по уходу за комнатными растениями./ Авт. – сост. Е. Манжос. – М, 1999. – 432 с.

2. Вакуленко В.В., Лайцева Е.Н., Клевенская Т.М и др. Справочник цветовода. М. Колос, 1996.

3. Д-р Д.Т. Хессайон. Всё о комнатных растениях Expert Books 1998.

4. Капранова Н.Н. Комнатные растения в интерьере. – М.: Изд – во МГУ, 1989. – 190 с.

5. Клинковская Н.И.; Пасечник В.В. Комнатные растения в школе. – М. Просвещение, 1986. – 143 с.

6. Комнатные растения – Сост. Е.Сербина.-М.: “РИПОЛ-КЛАССИК”, 1999.-192 с.

7. Комнатные растения. Сост. Галкина Е.Г. : Изд – во “Феникс”, 1997. – 384 с.

8. Культиасов И.М. Экология растений. – М.: Изд – во Моск. Ун-та, 1982. – 384 с.

9. М.С. Двораковский. Экология растений. – М.: Высшая школа , 1983.

10. Н. Верзилин. Путешествие с домашними растениями. – Л, 1951

11. Цветы круглый год. – СПб.: Дельта – С.П.: 1999.-192с., ил.

12. Чуб В.В., Лезина К.Д. Комнатные растения. – М, 1999 – 336 с.

13. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы IIVвида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В.Воронковой.- М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2001.-Сб. 2. – 240 с.

Конспект занятия в кружке «Введение в общеобразовательную программу «Цветоводство»

3. Изучение нового материала. Информационный блок (в сопровождении мультимедийной презентации).

4. Практическая работа по группам.

5. Подведение итогов занятия.

Ход занятия.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталия Александровна, а ваши имена я вижу на бейджиках. Приехала я к вам из города Котовска, Тамбовской области, работаю в Доме детского творчества, руководителем творческого объединения «Юный цветовод».

Моя миссия сегодня не простая, а волшебная, потому что я в своём городе являюсь – Феей цветов и мне очень хочется поделиться с вами некоторыми тайнами из мира цветов. Хотите на время стать моими помощниками и узнать некоторые секреты цветочного царства?. Тогда слушайте сказку о Царевне

Сказка о царевне Несмеяне

В тридевятом царстве, тридесятом государстве в огромном замке, с каменными холодными стенами и огромными пустыми окнами жила–была красивая, но очень грустная принцесса. Всюду в замке висели мрачные картины, которые навевали тоску и скуку. Принцесса часто плакала и никакие развлечения её не радовали. Тогда король объявил на весь белый свет, что ничего не пожалеет для того, кто развеселит его дочь. Много было мастеров, актёров и даже фокусников, но никому так и не удалось получить обещанную награду. О грустной принцессе я рассказала своим ученикам – начинающим волшебникам,и они сразу принялись за работу: раскрыли окна, поставили на них цветочные горшочки, повсюду разбили клумбы и посадили прекрасные цветы. Замок преобразился, в нем появилась жизнь, принцесса легче задышала и развеселилась. А вы догадались, почему свершилось чудо?.

Потому, что с помощью волшебников принцесса оказалась в царстве прекрасных цветов. А вы хотите, стать волшебниками? (Да) Тогда, за дело! Я поделюсь с вами некоторыми секретами и тайнами цветочного ремесла, а помогать нам и оценивать ваши ответы с результатами труда будет сама царевна Несмеяна.

Цветы – символ красоты мира. Они пробуждают в человеке добрые чувства, любовь ко всему прекрасному. Посадите семена, вырастите зеленый кустик и дождитесь его цветения – и вы испытаете настоящую радость. Это ли не волшебство? Человек издавна, глядя на прекрасные творения Природы, учился у неё выращивать цветы, размножать их, ухаживать за ними. Так родилась наука – цветоводство (на слайде). Нам, конечно, до науки далеко, а вот с азбукой цветоводов мы сейчас познакомимся.

1. Найдите на столе то, без чего цветок жить совсем не может, покажите мне и назовите это (дети поднимают горшочки с почвой).

Правильно, почва даёт растениям всё необходимое для их жизни. Она – кормилица растений.

2. А какой должна быть почва для посадки цветов и почему? (рыхлой, влажной) Молодцы! Рыхление почвы, кстати, называют сухим поливом.

3. В какую почву нужно сажать растения? (во влажную)

Правильно, вода необходима всему живому, без неё нет жизни на Земле. Из воды растение потребляет минеральные вещества азот, фосфор, калий.

4. Какие условия нужны растениям для нормального роста? (тепло, свет и воздух)

Правильно, для хорошего роста растениям нужны свет, тепло и воздух.

Теперь вы знаете, что необходимо для роста и развития цветов,читаем все вместе:

(дети хором читают на слайде)

ПОЧВА, ВОДА, ТЕПЛО, СВЕТ, ВОЗДУХ

Молодцы! Несмеяна довольна вашими ответами и поэтому предлагает поиграть.

Спал цветок

И вдруг проснулся,

Больше спать не захотел,

Над зелёною лужайкой

Читайте также:
Выращиваем лавр дома и на даче

Похлопочут над цветком.

Он поделится медком.

Ребята, скажите, пожалуйста, а вы догадались, кто такие, полосатые хозяюшки?

Правильно, пчёлки, они дружат с цветочками и не только собирают нектар, но и опыляют.

Кстати, на гербе моей Тамбовской области красуются три серебряные пчелы, которые олицетворяют собой трудолюбие, коллективность в своей деятельности и бережливость, поэтому я предлагаю с должным трудолюбием и бережливостью приступить к коллективной работе, как советуют нам пчёлки. Вы уже поделены на три группы, которые давайте назовём так: «Мотыльки», «Бабочки» и «Пчёлки», Все они опыляют цветочки, то есть участвуют в процессе размножении растений, т. к. только из опылённых растений развиваются семена.

ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ

(учитель называет, показывает предметы труда и объясняет, как ими пользоваться)

Посмотрите, на экран и скажите,какими способами можно размножать растения:

– Ответ детей: при помощи семян, черенков, корневищ, листом, луковицами.

Сегодня я предлагаю посадить фиалку – это нежное и красивое комнатное растение. Цветок очень неприхотлив и на протяжении долгого времени способен цвести и радовать вас.

Сейчас я научу вас,как можно посадить фиалку разными способами:

– Команда «Мотыльков» попробует посадить цветок укоренением листа в земле;

– Команда «Бабочки» будет выращивать фиалку с помощью корневища;

– А команда «Пчелки» – самым сложным способом – семенами. Для этого требуется большая аккуратность и терпение, что трудолюбивым пчёлкам по силам.

Для того чтобы быть аккуратными с растениями давайте проведем пальчиковую гимнастику.

Мы ямку раскопаем,

А затем цветок,

Наши красные цветки

Ветерок чуть дышит,

Не забывайте об аккуратности и выполнении правил техники безопасности.

Чтобы наш цветок укоренился и рос красивым, нужно сказать ему добрые слова и пожелания. (Говорит пожелания педагог и дети).

Педагог: «Мой цветок я желаю тебе, крепкого корня, упругого стебля, шёлковых листьев и великолепного бутона, расти большим и здоровым!

Каждый ребёнок выражает пожелания….

Я предлагаю ваши волшебные горшочки поставить в мой чудо-сундучок, который обладает способностью ускорять время. (Педагог забирает у детей цветы и одновременно говорит слова).

Ребята! Сегодня каждый из вас, проявил себя, узнал что-то новое из жизни цветов, научился правильно их сажать. Теперь, вы, можете называться волшебниками, которые с помощью красоты цветов способны сделать наш мир лучше и краше.

Царевна Несмеяна, которую давно уже все жители замка именуют не иначе, как Чудесница, очень довольна вашей работой и приглашает к себе в помощники тех, кто ответит на еёвопросы:

1. Что же такое цветоводство?

2. Какими способами можно размножать растения?

3. Для чего нужно цветоводство.

Молодцы! Ребята, вам понравилось создавать живую красоту своими руками? (Да)

Тогда покажите с помощью разноцветных лепесточков, что именно вам понравилось. На столе лежат лепестки трёх цветов. Каждый из вас выберет один из них, по-своему усмотрению и приклеит его к серединке цветочка, как это сделала я, выразив вам свою благодарность и признательность за совместное творчество с помощью жёлтого лепесточка – он выкрашен в цвет солнца, без которого жизнь на Земле невозможна.

Розовый лепесток: хочу изучать цветоводство,

Зелёный лепесток: понравилась необычная форма занятия,

Голубой лепесток: понравилось работать в группах.

У нас получился рукотворный цветок, передающий ваши позитивные чувства, эмоции и настроение.

Наша сказка подошла к концу:

царевна Несмеяна превратилась в жизнерадостную девушку Чудесницу, которая научилась создавать красоту своими руками,

вы стали маленькими волшебниками, способными из маленького семечка или луковки вырастить прекрасный цветок, а я, в роли Феи цветов, приоткрыла для вас удивительный мир растений. Кстати, став волшебниками-цветоводами, теперь вы сами можете сотворить чудо. Давайте проверим? Тогда повторяйте вместе со мной волшебные слова.

Чтоб росли быстрей цветки.

Появитесь все ростки,

Пусть волшебные горшочки

Нас порадуют цветочками! (Сундук открывается)

Помните, что мы поставили ваши цветочки в волшебный сундук – ускоритель времени? Хотите посмотреть, что из этого получилось с помощью волшебства?

Цветы выросли. Я дарю их вам вместе с памяткой по уходу за комнатными растениями. Вы теперь настоящие волшебники – юные цветоводы, которые сделают наш мир ярче, красивее, наполнят его радостью и гармонией!

Время пролетело незаметно, и наше занятие подошло к концу. Я получила большое удовольствие, общаясь с вами. Желаю, чтобы в вашей жизни было много света, радости и, конечно же, цветов! Помните,

«Цветы, как люди, на добро щедры,

И, щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца отогревая,

Как маленькие тёплые костры». Всего вам доброго.

Памятка по уходу за комнатными растениями.

1. Каждому растению необходимы свои условия.

2. Соблюдайте температурный режим и режим освещения.

3. Соблюдайте график полива подкормки растений.

4. Не заливайте их. Для полива используйте лейку с узким носиком.

5. Рыхлите почву. Корням нужна не только влага, но и воздух.

6. Опрыскивайте и протирайте листья растений.

7. Зимой некоторым растениям нужен покой.

8. Будьте добры и внимательны к цветам.

Введение дошкольников в мир профессий посредством сюжетно-ролевых игр

Введение дошкольников в мир профессий посредством сюжетно-ролевых игр .

Фотоотчет о кружке «Веселая Анималистика»

Фотоотчет о кружке «Веселая Анималистика» Доброго времени суток, уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию очередной фотоотчет кружка “Веселая анималистика”. Мы с детьми продолжаем.

Фотоотчет о работе кружка «Цветоводство». Осенние работы в цветнике

Фотоотчет о работе кружка «Цветоводство». Осенние работы в цветнике Вот и закончилась прекрасная, удивительная пора – пора, когда мы любуемся, восхищаемся и наслаждаемся необыкновенной красотой и великолепием.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: